Самборская Лина Семеновна

image1890 — 1955
Актриса, режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945).

В юности занималась у М.Г. Савиной, играть начала с 1911 года в Керченском театре. Работала у крупных антрепренеров провинции, постепенно овладела всеми жанрами — от водевиля до трагедии. С 1922 года, не оставляя актерской деятельности, Самборская начинает заниматься режиссурой. Осуществляет художественное руководство Днепропетровским, Харьковским, Кировским театрами. Обладая педагогическими и организаторскими способностями, Л.С. Самборская выявляла и раскрывала актерские индивидуальности, заботилась о художественном росте театров. В Омском областном драматическом театре Самборская была художественным руководителем c 1941 по 1948 год. В условиях военного времени, когда омский коллектив в 1941 - 43 годах работал рядом с Московским театром имени Евгения Вахтангова, она сумела сохранить театр самобытных актеров, обеспечить создание спектаклей, смыслом которых становилась сама личность актера, его мастерство. Старожилы города помнят Самборскую как ведущую актрису театра. Как бы ни различались ее героини, в них все было предельным, на максимальном накале чувств.
В 1948 году Л.С. Самборская и ее муж, главный режиссер театра Н.А. Шевелев, купили у театра оформление спектакля "Глубокие корни" и с главными его участниками уехали в Астрахань. Она привезла с собой актеров, с ней прибыли бутафоры, художники, реквизиторы и даже краснодеревщик.
Астраханский театр получает новое дыхание, оно передается горожанам. Лина Семеновна пересмотрела репертуар и упор сделала на классику. И люди потянулись в театр, приходили как на праздник, в театре было красиво, шли спектакли по пьесам Шекспира, Гоголя, Островского - высокая классика. Преображались и сами зрители. Смело можно сказать, что во многом это была заслуга Самборской. Драматический театр стал культурно значимым центром.
Лина Семеновна подняла астраханскую театральную волну, но потом ее стали обвинять в буржуазных пристрастиях: все классика и классика, а где наш современник? Приехали критики из Москвы, и главный “убийца” в театроведении Юрий Зубков, посмотрев репертуар Лины Семеновны, написал разгромную статью. Лина Семеновна Самборская вынуждена была уехать в Пензу, а те актеры, которые ее покусывали, впоследствии гордились тем, что работали с ней, рассказывая о своем золотом периоде в астраханском театре.


ВСЕГО ГОЛОСОВ
Новости

Пресс-релизы [стр. 1, 2, 3]
Интервью [стр. 1, 2]
СМИ о Именах

ПРОЕКТ В ЧИСЛАХ

Кандидатов:
В "Лицах истории"- 69

В "Общ. признании" - 67

В конкурсе:
Сочинений - 93
Эссе -23
Рисунков -33
Интервью - 9
Викторин - 9

ГОЛОСОВАТЬ

image

ПАРТНЕРЫ

НАВЕРХ