Нефедов Михаил Александрович

image1899 - 1943
Военный советник в Китае (прообраз Ланового в фильме "Офицеры"), начальник ледовой Дороги жизни, капитан 1 ранга, погиб на боевом посту. Уроженец села Капустин Яр
Он родился 8(20) ноября1899, в пос. Капустин Яр, ныне Астраханская область .
Из книги Русакова З. Г. «Нашим морем была Ладога. На ледовой трассе.» -
7 декабря, спустя две недели после того, как началось движение автомашин по льду Ладожского озера, начальником ледовой дороги был назначен участник гражданской войны, капитан 2-го ранга М. А. Нефедов. Для моряка Нефедова путь по льду был «фарватером», как он его называл. Разница только в том, что по этому «фарватеру» шли не корабли, а автомашины, и препятствиями были не мели и рифы, а майны, трещины на льду, метели, бури и коварный враг рядом.
Порядки на трассе М. А. Нефедов установил морские. Лексикон его был насыщен морскими выражениями. Он был полным хозяином трассы. Его вездесущая «эмка» носилась по ней днем и ночью. В самые критические моменты, в самых опасных местах из машины на лед выходил невысокий, на редкость подвижный, несмотря на полноту, человек, мгновенно принимались решения, отдавались приказания — и снова в путь.
Однажды обнаружилось, что из образовавшихся на льду майн и трещин штормовой северный ветер большой силы нагоняет на лед огромные потоки воды. Дорога со всеми многочисленными сооружениями на ней оказалась под угрозой разрушения. Вот текст приказания, отданного Нефедовым по телефону в эту ночь с одного из постов связи, расположенного на льду: «Прекратить, впредь до особого распоряжения, выпуск на лед эвакуированных и всех едущих по транзиту. Тех, кто застрял во льду, подобрать и доставить на Большую землю машинами. Регулировочные посты сократить. Оповестить всех находящихся на трассе о возможном взломе льда. Без приказа Ладогу не оставлять. Движение не прекращать до последней возможности. Весь состав дорожно-мостовых частей и аварийно-спасательных команд выставить на лед». Всю ночь шла борьба за жизнь трассы. Дорога жизни была спасена. И таких эпизодов было немало.
Штаб начальника ледового участка Дороги жизни помещался в деревне Кокорево в здании школы и назывался «домик Нефедова». Нефедов кропотливо вел дневник своих наблюдений за поведением льда. В результате был создан «График зависимости перевозок от метеорологических условий, от подвижки льда, от толщины льда, от толщины снегового покрова, от воздействия противника». Этот документ, представляющий собою научную ценность, помогал М. А. Нефедову принимать правильные решения, многое предвидеть заранее.
Однажды М. А. Нефедов запретил перевозку «цыплят» (как условно называли эвакуируемых детей). Поставленный об этом в известность член Военного совета фронта Н. В. Соловьев, тотчас же из Смольного связался по телефону с ним. На вопрос, почему тот принял такое решение, Нефедов шутя ответил: «Есть на то у меня такое петушиное слово». А затем объяснил, что за этим «петушиным словом» скрываются строго проверенные расчеты, предсказывающие образование трещин на льду, как это фактически и произошло.
В фондах Центрального военно-морского архива хранятся личные записные книжки капитана 2-го ранга М. А. Нефедова, которые он вел, следуя старинному правилу морских штурманов: «Пишем, что наблюдаем, а что не наблюдаем, того не пишем». Вот некоторые из его записей:
«3. 12. 41. Лед через озеро стал толще, можно передвигаться на более груженных машинах... Вчера и позавчера трассу бомбили около 30 самолетов противника. У нас по носу машины появились самолеты — всего 9 штук, они бомбят трассу и обстреливают обозы и машины из пулеметов. Так продолжалось на всем протяжении пути в течение двух часов».
«7. 01. 42. Дорога ожила, огоньки засветились по всему озеру...»
«17. 01. 42. Ночью надо ездить по озеру со светом. Это дешевле стоит, меньше бьем машин, чем потеряем их от вражеской авиации».
«9. 04. 42. Вода по всем дорогам... Надо опасаться массового провала машин...»
«18. 04. 42. Наступает горячее время».
«20. 04. 42. Получен приказ Военного совета дорогу закрыть...» Последняя запись:
«24. 04. 42. Продолжаем перевозить лук... Остались последние 18 тонн, которые к 14 часам перевезены, и 25-го в 16. 00 дорога закрыта для всякого вида транспорта».
24 мая 1943 года во время ожесточенного налета фашистской авиации на бухту Морье М. А. Нефедов погиб...
От прямого попадания вражеской бомбы загорелись продовольственный и топливный склады. Не обращая внимания на то, что налет еще продолжается, М. А. Нефедов помчался на легковой машине к месту пожара вместе с начальником штаба базы капитаном 2-го ранга П. И. Барабаном. Буквально перед этим им был подписан акт о сдаче дел вновь прибывшему командиру базы в связи с назначением на должность заместителя начальника тыла Балтийского флота. Не доехав до горящего склада, Нефедов был убит осколком бомбы.
В Ленинграде, на коммунистической площадке Никольского кладбища Александро-Невской лавры, где похоронены прославленные адмиралы Краснознаменного Балтийского флота, стоит обелиск. На черном мраморе высечена надпись: «Начальник ледовой дороги на Ладожском озере в дни блокады гор. Ленинграда капитан I ранга НЕФЕДОВ Михаил Александрович родился 21 ноября 1899 г., погиб на боевом посту 24 мая 1943 г.».
За 152 дня действия ледовой автомобильной дороги Ленинград получил более 361 тысячи тонн различных грузов, в том числе 262, 5 тысячи тонн продовольствия. Запасов муки, созданных в результате перевозок по льду Ладоги, по действовавшим тогда нормам, должно было хватить на 58 дней. Было эвакуировано на Большую землю более 550 тысяч ленинградцев.


ВСЕГО ГОЛОСОВ
Новости

Пресс-релизы [стр. 1, 2, 3]
Интервью [стр. 1, 2]
СМИ о Именах

ПРОЕКТ В ЧИСЛАХ

Кандидатов:
В "Лицах истории"- 69

В "Общ. признании" - 67

В конкурсе:
Сочинений - 93
Эссе -23
Рисунков -33
Интервью - 9
Викторин - 9

ГОЛОСОВАТЬ

image

ПАРТНЕРЫ

НАВЕРХ