Скоморохов Николай Михайлович

image 19 мая 1920 — 14 октября 1994
Дважды Герой Советского Союза, маршал авиации, Заслуженный военный летчик СССР, ас-истребитель Великой Отечественной войны.

Скоморохов Н.М. (19 мая 1920 — 14 октября 1994) — потомственный волгарь. Правнук бродячих комедиантов (скоморохов), осевших на Волге после разгрома восстания С. Разина, внук бурлака, сын рыбака и матроса. Родился 19 мая 1920 года в с. Лапоть, Золотовского района (ныне — с. Белогорское, Красноармейского района) Саратовской области.
Отец — Михаил Иванович (1882—1863 гг.). С 1899 по 1942 гг. работал на рыбных промыслах в г. Астрахани, на Аральском море и матросом на судах пароходства «Волго-танкер». Мать — Елена Лазаревна (1887—1982). Работала вместе с мужем на рыбных промыслах в Астрахани, Аральском море и на судах «Волго-танкер». Сестра — Скоморохова (в замужестве Ларина) (1915—2007) Прасковья Михайловна. С 1932 г. и до пенсии работала на судоремонтном заводе им. III Интернационала в г. Астрахани. На том же заводе работал мастером корпусного цеха и ее муж - Ларин Петр Васильевич. Дочь Таисия Петровна, их дети и внуки живут и работают в г. Астрахани.
В 1928 г. Николай пошел в школу в с. Лапоть. В 1930 г. семья переезжает в Астрахань, где Николай учится в НСШ № 21 до 1935 года. В 1935—36 гг. учеба в ФЗУ № 12 при заводе им. III Интернационала. В 1936—39 гг. работает на этом заводе слесарем и токарем.
С сентября 1939 г. по декабрь 1940 г. учится в Астраханском краевом библиотечном техникуме. Параллельно, с марта 1940 г., занимается в Астраханском аэроклубе им. М.В. Водопьянова, где его первым учителем был Лев Иванов. По окончании аэроклуба призван в Красную армию и направлен в летную школу в г. Батайск, Ростовской области. С 6 декабря 1940 г. по 7 марта 1942 г. — курсант Батайской военной авиационной школы пилотов им. А.К. Серова (БВАШП им. Серова). Присягу принял 23 февраля 1941 г.
С марта по октябрь 1942 г. находился на переучивании на новый тип самолета в 25 ЗАП, окончил курсы командиров звеньев и в октябре 1942 г. назначен на должность пилота в 164 ИАП.
Участник Великой Отечественной войны с 29 ноября 1942 г. по 9 мая 1945 г. Был пилотом, ст. пилотом, командиром звена, зам. командира и командиром эскадрильи. Участвовал в боях в составе 164 ИАП и 31 ИАП 295 ИАД на Закавказском, Северо-Кавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Закончил Великую Отечественную войну в звании капитана в Вене.
Принимал участие в обороне и освобождении Кавказа, Кубани, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Австрии.
Как ас был признан 14 июля 1943 г. после боя над своим аэродромом, когда, как в известном фильме, поднялся в воздух прямо с партсобрания, где обсуждали его кандидатуру для приема в партию. В этом бою он вместе с ведомым сбил два «фокке-вульфа» и, в мокрой от пота гимнастерке, менее чем через час вновь предстал перед президиумом партийного собрания.
В 1943 г. одним из первых по заданию командования осуществил аэрофотосъемку заминированного ДнепроГЭСа, которая помогла обнаружить взрывчатку и спасти плотину от полного разрушения.
Характеризуя Скоморохова в представлении к награде, командир 31 истребительного авиационного полка подполковник Г.Д. Онуфриенко (в то время уже Герой Советского Союза) писал: «В воздушных боях Николай Михайлович нетороплив, но решителен, расчетлив и хладнокровен. Умело и грамотно руководит воздушным боем… Отличный стрелок — сбивает самолеты противника с одной-двух очередей… Требователен к себе и подчиненным. Пользуется исключительным авторитетом среди всего личного состава полка. В боевой работе не знает усталости…»
В боевых действиях Скоморохова было много нового, оригинального. Он был рьяным поборником новых боевых порядков истребителей, основу которых стали составлять не звено из 3-х самолетов, а пара и звено из 4-х машин. Его эскадрилья первой в полку перешла к боевым порядкам, эшелонированным по высоте и рассредоточенным по фронту. Результатом стало успешное противостояние в бою с силами противника, имеющего многократный численный перевес. Неоднократно летчика под командованием Скоморохова в воздушных боях шестеркой, звеном и даже парой атаковывали многократно превосходящие силы противника.
21.12.1944 г. в паре с ведомым вылетели на свободную охоту и встретили 8 истребителей противника, вступили в бой, Скоморохов сбил 1 истребитель ФВ-190, в это время подошли еще 2 группы по 8 самолетов ФВ-190 противника и неравный бой продолжился. В результате были сбиты 5 истребителей противника: 3 — Скоморохов и 2 его ведомый. Еще один воздушный бой. 16.01.1945 г. в небе над Венгрией. Вылетев на охоту, пара Скоморохова встретила группу самолетов противника: 38 истребителей Ме-109, сопровождающих 16 бомбардировщиков Ю-52. Дерзко вступили в бой. В результате сорвали бомбометание противника и Скоморохов лично сбил 2 бомбардировщика Ю-52 и истребитель Ме-109. И таких боевых эпизодов было немало. В небе над Будапештом он сбил командира «Бриллиантовой эскадры», а затем и его заместителя.
За время войны совершил 605 боевых вылетов, провел 143 воздушных боя, выполнил более 100 вылетов на разведку войск противника, более 30 из них в самых сложных метеоусловиях. Лично сбил 46 самолетов противника и 8 самолетов в группе. 3 вражеских самолета уничтожил на земле. Сам ни разу не был сбит и за время войны его самолет не имел пробоин от самолетов противника, только от зениток с земли. В боях не потерял ни одного ведомого. Многие воздушные бои, проведенные Скомороховым, можно по праву отнести к классическим образцам советского летного искусства.
После войны в 1949 г. окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе, в 1958 г. — Военную академию Генерального штаба (с отличием и золотой медалью). Проходил службу в должностях командира: истребительных авиационных — 111 гвардейского полка 57 ВА (воздушной армии) в Закарпатье (1949—1954), 246 дивизии 45 ВА в Забайкалье (1954—1956), 71 корпуса 24 ВА в ГСВГ (Группе советских войск в Германии) (1959—1968).
Командующий 69 ВА, 17 ВА в Киевском военном округе (1968—1973). Следуя правилу, усвоенному еще в годы войны, Н.М. Скоморохов, куда бы ни забрасила его воинская служба, стремился как можно больше узнать о месте, крае, стране, где предстояло жить и работать. Получив в апреле 1968 г. назначение в Киевский ВО командовать 69-й ВА, Н.М. Скоморохов заинтересовался ее историей. В результате упорных поисков была восстановлена история создания и боевой путь воздушной армии, возвращено ее историческое название и общевойсковой номер «17 ВА». 24 марта 1972 г. этот факт был закреплен приказом Министра обороны СССР, Маршалом Советского Союза А.А. Гречко. Велико было счастье Н.М. Скоморохова осознавать, что спустя десятилетия он стал командовать армией, в рядах которой прошел славный фронтовой путь от Сталинграда и до Вены.
С 1973 по 1988 гг. — начальник Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина.
Работая в войсках и в академии Н.М. Скоморохов внес значительный вклад в исследование и решение таких проблем как завоевание господства в воздухе, боевое применение армейской авиации, управление авиационными объединениями, соединениями и частями. Результаты исследований нашли отражение в военно-теоретических трудах, учебниках по тактике ВВС, тактике армейской авиации, в учебно-методических материалах и в учебных пособиях, получили проверку в боевом применении во время боевых действий в Афганистане и других военных конфликтах.
В период командования академией большое внимание Н.М. Скоморохов уделял воспитанию и подготовке командиров авиационных частей и соединений военно-воздушных сил Советского Союза и будущей России. В их числе многие будущие командующие воздушными армиями, Главнокомы ВВС России и их заместители, 15 космонавтов.
Н.М. Скоморохов большое внимание уделял истории развития отечественной авиации. В период его работы в ВВА им. Ю.А. Гагарина Центральным музеем ВВС в Монино по его инициативе и при его непосредственном участии была организована работа по поиску и реставрации разного рода летательных аппаратов и самолетов, включая уникальные натурные образцы от «Ильи Муромца», Ил-2, СБ, Як-4, до последних достижений авиационной науки и техники: Су-100, Ту-144 и др. Всего за период его работы в Академии экспозиция музея пополнилась более чем 60-ю самолетами и летательными аппаратами.
С 1988 г. советник Группы генеральных инспекторов МО СССР. С 1992 по 1994 гг. — председатель Российского комитета ветеранов войны и участников вооруженных конфликтов. Маршал авиации Скоморохов Н.М. был одним из основателей Международного общественного фонда «Победа-45» и его первым президентом.
Маршал авиации Н.М. Скоморохов в трудные для Отечества времена выступал с публицистическими статьями, направленными на сохранение нашей великой страны, ее вооруженных сил, жестко и аргументированно давал отповедь фальсификаторам нашей истории.
За мужество и героизм, проявленные в годы войны, за образцовое выполнение воинского долга в послевоенные годы Скоморохов Н.М. дважды удостоен звания «Герой Советского Союза» (23.02.1945 г., 18.08.1945 г.). Награжден 13 отечественными орденами: «Орденом Ленина» (1945 г.), пятью орденами «Красного Знамени» (1943, 1944, 1944, 1945, 1968 гг.), орденом «Александра Невского» (1944 г.), двумя орденами «Великой Отечественной войны I степени» (1944, 1985 гг.), орденами: «Красной Звезды» (1956 г.), «Октябрьской революции» (1980 г.), «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени (1975 г.) и II (1988 г.) и 20-ю медалями. Иностранными орденами: «Партизанская Звезда I степени» (Югославия, 1945 г.), «Боевого Красного Знамени» (Венгрия, 1955 г.), «Красное Знамя» (НРБ, 1969 г.), «Народная республика Болгария — П» (НРБ), «За боевые заслуги» (МНР, 1981 г.) и 22 медалями иностранных государств (Болгарии, Венгрии, Чехословакии, ГДР, Польши, Румынии, Монголии, Кубы).
Участник Парада Победы в г. Москве в июне 1945 г. и более 20 военных парадов на Красной площади.
9 мая 1985 г. на параде в честь 40-летия Великой Победы Скоморохову Н.М. было доверено пронести Знамя Победы по Красной площади.
Член КПСС с 1943 года. Делегат 23, 24, 25, 26, 27 съездов КПСС, делегат 24 съезда Компартии Украины, Депутат Верховного Совета СССР VI, VII, VIII созывов.
Заслуженный военный летчик СССР (1971 г.), доктор военных наук (1980 г.), профессор (1983 г.), автор более 140 научных работ.
Им написаны и изданы документально-биографические повести «Боем живет истребитель» (М., 1975; М., 1981; Прага, 1985, на чешском языке); Москва, 2008; Москва, 2009), «Служение Отчизне» (Саратов, 1977), романы «Резерв высоты» (М., 1987, М., 1994 г., Киев, 1987, на украинском языке); «Предел риска» (М., 1991, Киев, 1995 г, на украинском языке).
Скоморохов никогда не забывал о городе, где обрел крылья, о людях, которые дали ему путевку в жизнь. Бывая в Астрахани, всегда приходил на родной завод, встречался с наставниками, рабочими, молодежью. Был в курсе всех дел и проблем, всегда помогая и словом, и делом.
Трагически погиб в автокатастрофе 14 октября 1994 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Н.М. Скоморохову на его родине, в с. Белогорское, установлен бронзовый бюст. Имя «Николай Скоморохов» было присвоено судам Волжского речного пароходства в 1947 г. и в 2000 г.). Н.М. Скоморохов — почетный гражданин г. Красноармейска Саратовской области, г. Новомосковска Днепропетровской области, г. Брегова (Болгария).
Владимир Высоцкий посвятил легендарному асу песни: «Их восемь — нас двое…» (1968 г.); «Песня о погибшем летчике» (1975 г.).


ВСЕГО ГОЛОСОВ
Новости

Пресс-релизы [стр. 1, 2, 3]
Интервью [стр. 1, 2]
СМИ о Именах

ПРОЕКТ В ЧИСЛАХ

Кандидатов:
В "Лицах истории"- 69

В "Общ. признании" - 67

В конкурсе:
Сочинений - 93
Эссе -23
Рисунков -33
Интервью - 9
Викторин - 9

ГОЛОСОВАТЬ

image

ПАРТНЕРЫ

НАВЕРХ