Корженко Григорий Васильевич

Подвижник культуры

Для тех, кто трудился на ниве культуры в 50-80-е годы, период ее расцвета в Астраханской области, это имя говорит о многом.
Мальчишка из простой крестьянской семьи после окончания педагогического училища в 1940 г. начал трудовую деятельность пионервожатым. В октябре этого же года юноша был призван в ряды советской Армии, где служил до 1947 года. На фронтах Великой Отечественной войны Григорий Васильевич был политработником.
В 1947 году, приступив к мирной жизни, он вернулся к любимому делу – обучению и воспитанию детей. Пионервожатый, педагог-воспитатель, директор детского дома № 7, воспитанникам которого он стал отцом и наставником, отогревая своим теплом души ребят, озябших в военное лихолетье.
Благодаря шефству коллектива судоверфи им. С.М. Кирова в детском доме появились музыкальные инструменты для духового оркестра. Ребята освоили музыкальную грамоту и выступали перед школьниками во время праздников.
Уделяя большое внимание интеллектуальному развитию и эстетическому воспитанию подрастающего поколения, и не помышлял тогда молодой директор, что в будущем он будет удостоен чести возглавлять культуру Астраханской области.
Незаурядные организаторские способности, а в дальнейшем опыт и знания, полученные на историческом факультете Астраханского педагогического института им. С.М. Кирова, позволили Григорию Васильевичу уверенно двигаться по служебной лестнице. Инструктор обкома КПСС, зам. начальника управления культуры облисполкома (с 1953 по 1960 год), зам председателя городского Совета депутатов трудящихся. С 1962 года – начальник областного управления культуры.
С приходом Григория Васильевича к руководству Управлением культуры, в области значительно оживилась культурно-просветительная работа. Большое внимание уделялось культурному обслуживанию работников сельского хозяйства и рыбного промысла. Особые успехи были достигнуты в обслуживании животноводов отгонных пастбищ.
Большая работа была осуществлена Управлением культуры под руководством Г.В. Корженко по подготовке и проведению Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности, по организации Всесоюзной переклички сельских клубов.
В смотре приняло участие 10 тысяч колхозников, рабочих совхозов, сельской интеллигенции, создано 256 новых кружков художественной самодеятельности, построено и капитально отремонтировано55 клубных зданий и библиотек.
Высокую оценку на Всероссийском смотре получила агитбригада Ахтубинского Дома культуры владимирского района, а также хор рыбачек колхоза «Астраханец» с. Тишково Володарского района, выступившие на заключительном концерте Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности в Кремлёвском Дворце съездов в Москве.
Обычно в СМИ рассказывается об актёрах, режиссерах, художниках, но не о начальниках управлений культуры. А ведь очень многое зависит от того, кому доверено направлять развитие творческого процесса в учреждениях культуры и искусства. Человеку ли, далёкому от него, слабо разбирающемуся в его специфике и в силу этого боящемуся свежей струи, художественного поиска, или человеку, глубоко разбирающемуся в искусстве и культуре, отлично понимающему, по-настоящему знающему кадры творческих работников и относящемуся к ним с подлинным уважением. Поэтому нельзя не сказать о том взаимопонимании, деловых связях, которые существовали между работниками культуры Астраханской культуры Астраханской области и начальником управления культуры Г.В. Корженко.
Он понимал всех и переживал за всё. Он переживал за книгу «Музыкальная культура Астрахани» от рукописного варианта, которой издатели оставили лишь треть. Он переживал за то, что когда приезжали в Астрахань крупные артисты, им негде было выступать. Лев Оборин трижды выступал в зале бывшего здания музыкального училища, где было всего от силы 150 мест и где теперь располагается поликлиника. Зал был маленький, невысокий, клавиатура «потеющая», играть было трудно. Других концертных залов не было, а в зал облисполкома тогда музыкантов не пускали, редко-редко, и то не каждый год удавалось устроить там концерт. И всё это продолжалось до 1965 года, когда, наконец, Григорию Васильевичу удалось открыть концертный зал областной филармонии. Тогда начался новый этап в развитии культуры.
Инициативный начальник управления культуры Г.В. Корженко поставил перед собой трудную задачу создать в каждом сельском районе детскую музыкальную школу. И эта задача была тогда же решена.
У астраханцев большие духовные, музыкальные потребности, большая тяга к оперному искусству. Она прослеживается с позапрошлого века. Всегда здесь были попытки создать оперный театр. Небывалое событие, когда к столетию со дня рождения П.И. Чайковского в Астрахани была поставлена опера «Евгений Онегин» - и это было в 1940 году. Это помнил Григорий Васильевич. Он, как человек, которому доверили решать вопросы развития культуры и искусства в области, поставил перед собой сверхзадачу: открыть консерваторию, создать свой постоянный музыкальный театр и симфонический оркестр. Он успел добиться открытия в Астрахани консерватории – это имело огромное значение для развития культуры народов России здесь, в Нижнем Поволжье.
Было не просто. Министерство культуры СССР планировало открыть консерваторию в Волгограде. В августе 1967 г. в Астрахани отдыхала министр культуры СССР Е.А. Фурцева. Взморье, лотос, дары астраханской земли ей очень понравились. А вот город неприятно поразил своими многочисленными покосившимися деревянными домишками…
Переговоры с министром культуры были долгими, трудными, но убедительными. Консерваторию открыли у нас, чему очень удивился её первый ректор Ушкарёв А.Ф.: «Это какой же силой убеждения надо было обладать Григорию Васильевичу Корженко, чтобы доказать Москве необходимость иметь в Астрахани консерваторию, в городе, где необходимо сначала построить туалеты».
Григорий Васильевич Корженко всегда был первым человеком в культуре Астраханского края не только по должности, но и по масштабу конкретных дел. Он всегда был глубоко заинтересован и постоянно стремился к совершенствованию культурно-просветительной и творческой работы учреждений культуры. Его огромный личный вклад, неиссякаемая инициатива во всех начинаниях дают полное право считать, что Григорий Васильевич с честью выполнил свой служебный и гражданский долг.
Результатом его деятельности явились не только открытие в нашем городе Государственной консерватории, открытие концертного зала областной филармонии, но и возобновление работы художественного училища им. Власова, открытие на базе библиотечного техникума культурно-просветительного училища (сегодня это колледж культуры), реконструкция музыкального училища, успешная реставрация кремлёвского ансамбля, реорганизация краеведческого музея в историко-архитектурный музей-заповедник, открытие ТЮЗа.
По его инициативе стал традиционным фестиваль «Каспийские зори», впоследствии переросший в фестиваль В. Барсовой и М. Максаковой; под его руководством в Астрахани – одной из первых в стране – началось практическое осуществление централизации библиотечного дела, созданы курсы повышения квалификации работников культуры и искусства.
В марте 1977 года Григорий Васильевич перешёл на пенсию по состоянию здоровья (ему установлена инвалидность III группы по болезни сердца). Но, несмотря на инвалидность он продолжал активно трудиться в должности директора курсов повышения квалификации работников культуры и искусства до самой смерти 9 ноября 1986 г.
По итогам Всероссийского смотра работы курсов повышения квалификации работников культуры и искусства, проводимого Министерством культуры РСФСР, руководимые Г.В. Корженко Астраханские курсы заняли I-е место в РСФСР.
Он отдал нашей культуре, нашему искусству свои лучшие годы, свои знания, опыт, талант, энтузиазм, жизнь. Человек коммуникабельный, наделённый помимо своих деловых качеств большим чувством юмора, душа компании, очень интересный собеседник, он пользовался авторитетом и уважением всех, с кем общался, и остался в их памяти и по сей день.
Г.В. Корженко награждён орденом Красной Звезды, медалями, удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР». В 1998 г. имя В.Г. Корженко было занесено в городскую Книгу Памяти. Он оставил заметный след в истории, культуре области.
В настоящее время в культуру Астрахани пришли новые молодые. Энергичные люди. Большинство из них выпускники нашей консерватории. И если в них будет хоть частица корженковского начала, то можно надеяться, что у культуры нашего края есть будущее.

Корженко Лидия Григорьевна

ВСЕГО ГОЛОСОВ
Новости

Пресс-релизы [стр. 1, 2, 3]
Интервью [стр. 1, 2]
СМИ о Именах

ПРОЕКТ В ЧИСЛАХ

Кандидатов:
В "Лицах истории"- 69

В "Общ. признании" - 67

В конкурсе:
Сочинений - 93
Эссе -23
Рисунков -33
Интервью - 9
Викторин - 9

ГОЛОСОВАТЬ

image

ПАРТНЕРЫ

НАВЕРХ