Миловидов Николай Николаевич

Чтобы знали и помнили

Свой добрый век мы прожили, как люди –
И для людей.
А.В. Суворов.


Многие астраханцы и гости нашего города, попадая на одну из центральных улиц, обязательно проходят мимо памятника Курмангазы.
image
Но речь пойдет не о нем. Рядом с ним стоит удивительное здание. Это бывший дом Алексея Захаровича Мургузова, Коллежского Советника и лекаря.
image
Мало кто знает, что произошло в этом здании 10 февраля 1938 года.
Именно в этот день был произведен обыск и арест хозяина – Миловидова Н.Н.
image
Из материалов архивного дела №289-С нам стало известно, что Миловидов Николай Николаевич, 20 октября 1877 года рождения, по национальности русский, заведующий архитектурно-проектной мастерской Астраханского горсовета был арестован и осужден по статьям 58-6, 58-7,
58-8 и 58-11 УК РСФСР и приговорен к ВМН – расстрелу.
Кто же все-таки такой был Миловидов? Наш рассказ, пожалуй, будет необычным, так как мы с Николаем Николаевичем мысленно перенесёмся в Астрахань начала 20 века, пройдем по улицам и остановимся у тех домов, которые были построены под его руководством.
Итак, от памятника Курмангазы мы идем по центральной улице города – Советской (бывшей Московской) в сторону Кремля и останавливаемся возле дома №12.
image
Здесь, к 1900 году закончилось строительство здания Губернского правления – ведомства Министерства внутренних дел. Здание построено в стиле модерн. До недавнего времени здесь находился Астраханский Областной суд.
А сколько жилых домов было построено Миловидовым! Мы укажем только один дом, хорошо известный астраханцам (ул.Экспланадная, 36).
image
Это огромное пятиэтажное здание (1928-1930) было построено по проекту Николая Николаевича всего за 2 года! На самом доме надпись «ГКО»– Государственное коммунистическое общежитие.
Дом является примером совмещения «переходного стиля». Дань титаническому масштабу, сверхкрупной форме и детали отдает архитектор в постройке этого здания. В декоре видны черты упрощенного ар-нуво, конструктивизма и «пролетарской классики»: укрепленные русты, тяги, эмблемы-щиты и массивные фрагменты декоративной штукатурки.
Недалеко от этого дома, на углу улицы Свердлова (бывшей Большой Демидовской),ещё до революции по проекту Миловидова была построена оранжерея Григория Ермолаевича Нюнина, о чем свидетельствует историческая записка Ф. 1760 О. 125 дело №2, которая находится в Астраханском Государственном Архиве. В 1909 году астраханский промышленник Г.Е. Нюнин решил построить цветочную оранжерею и магазин цветов.
image
Магазин был построен в стиле модерн. Дом прекрасно сохранился и по сей день. В настоящее время это Государственное специализированное казенное учреждение Астраханской области «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Наше путешествие продолжается. По улице Свердлова мы идем по направлению к Адмиралтейской и поворачиваем налево, на улицу Розы Люксембург (бывшую Никольскую), где располагалось здание Азовско-Донского банка (1909-1910 гг.).Сейчас здесь находится административное здание Центрального банка России. Здание обращает на себя внимание соразмерностью пропорций и своеобразием, сочетанием модерна и античных деталей украшения. Архитектор Ф. Лидваль выполнил проект банка по заказу Астраханской городской Думы. Но притворить проект в жизнь мог только умелый инженер, и Лидваль поручил это Миловидову. Про Миловидова говорили, что он как строительный инженер вносил в проект свои решения. Так, Николай Николаевич предложил облицевать фасад банка белым глазурованным кирпичом и несколько изменить интерьер залов.
image
От банка мы поворачиваем налево и идем по направлению к 17-й пристани. Когда-то здесь был замечательный парк! В 30-е годы XX века Миловидов провел реконструкцию пристани и прилегающего к ней парка. И вот мы у памятника Петру I. Отсюда, через Волгу, на Трусовской стороне, хорошо видна водонапорная башня, спроектированная Н.Н. Миловидовым. Она была жизненно важным объектом.
image
Удивительные украшения для башни подобрал архитектор. На ней «обитают» очень загадочные клыкастые чудовища. Это стражи башни. Она «опоясана» орнаментом из так называемого лепесткового креста, который тоже имеет охранную силу.
Н.Н. Миловидов работал много и плодотворно. Он считал, что архитектура должна воспитывать, облагораживать, просвещать граждан. Площади и улицы города – это открытая книга истории. Он часто приводил высказывание, заимствованное у Гоголя: «Архитектура – тоже летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат песни и предания».
Николай Николаевич максимально расширял масштабный и стилистический диапазон своих объектов. Мастерски осваивая разнородные формы и построения своего времени, умело применяя их в своей архитектуре, он, вместе с тем, не приемлет идеологию наступающей тоталитарной эпохи. Николай Николаевич по-прежнему носил котелок и дорожный костюм с бабочкой, демонстративно ездил на пролетке, неодобрительно высказывался о коммунистах. Фундамент в доме «с бутылками», построенном для работников НКВД, как по заказу дал трещин. Архитектора обвиняют в подготовке диверсии и, и в итоге,расстреливают.
Был ли врагом Миловидов? Конечно, нет, он жертва сталинизма и реабилитирован посмертно.
image
Благодаря нашему краеведу Александру Сергеевичу Маркову, который работал в архиве КГБ по делу архитектора Миловидова, мы можем себе представить всю тяжесть положения Николая Николаевича, оказавшегося в застенках НКВД. Нам неизвестно, где он похоронен. Но стоят сегодня построенные им дома, живут и работают в них люди и наш долг сохранить память об этом человеке. И если нет надгробья на его могиле, то в наших силах отметить уважение к трудам Николая Николаевича хотя бы скромной табличкой на доме, где он жил почти 30 лет, и где мы мысленно заканчиваем свое путешествие. А может быть, внести его в списки почетных граждан города?! Ведь его судьба – часть истории нашего края.

ВСЕГО ГОЛОСОВ
Новости

Пресс-релизы [стр. 1, 2, 3]
Интервью [стр. 1, 2]
СМИ о Именах

ПРОЕКТ В ЧИСЛАХ

Кандидатов:
В "Лицах истории"- 69

В "Общ. признании" - 67

В конкурсе:
Сочинений - 93
Эссе -23
Рисунков -33
Интервью - 9
Викторин - 9

ГОЛОСОВАТЬ

image

ПАРТНЕРЫ

НАВЕРХ