Догадин Павел Михайлович

image «К 135-летию Павла Догадина»

В одном из своих лирических стихотворений А.С.Пушкин спрашивал:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, на что ты мне дана?


Так поэт пытался понять смысл своей жизни, который казался ему неясным, тёмным. Сегодня мы уверенно говорим, что смысл жизни великого Пушкина заключался в создании непревзойденных образцов его произведений.
Вопрос о смысле жизни раньше или позже встаёт перед каждым человеком, и неважно, в связи с чем он возникает. Важно другое – как человек ответит на него, ведь от этого ответа будет зависеть очень многое.
«Зачем я живу? На что мне дана жизнь?» - вероятно, эти вопросы задавал себе и Павел Михайлович Догадин, основатель Астраханской картинной галереи. Инженер по образованию, он увлёкся идеей собрать коллекцию картин. Собрать её не для себя – для родного города, для земляков – астраханцев.
Павел Михайлович Догадин родился 9 (21) октября 1876 года в семье астраханского торговца скобяными товарами, гласного Городской Думы, члена различных комиссий. В 1895 году окончил Астраханское реальное училище, потом Императорское московское техническое училище (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана).
Опору для своей мечты П.М. Догадин, несомненно, обрёл в собирательской деятельности братьев Третьяковых, подаривших свою коллекцию Москве. Кроме того, можно предположить, что на его решении сказалось значительное влияние П.А. Власова. Выпускник Академии художеств, талантливейший педагог, Власов создал в Астрахани художественную школу, ставшую одним из культурных центров города. Одно время Власов преподавал в Реальном училище, где собрал большую коллекцию художественных пособий и часто устраивал выставки работ своих учеников. Он воспитывал в них не только любовь к искусству, но и серьёзное его понимание, вдумчивое отношение к художественному творчеству и к жизни. В эти годы учился в Реальном училище П.М. Догадин.
С 1912 года им при покупке трех картин русских художников была заложена основа будущей галереи.
Догадин завязывает переписку с коллекционерами и торговцами картин, с художественным магазином И. Дациаро и другими. Обладая хорошим эстетическим вкусом, будучи истинным ценителем живописи, он обращает внимание на картины Ф.А.Васильева, С.А. Коровина, И.И. Левитана, В.Д.Поленова, И.Е.Репина, Н.К.Рериха, В.А.Серова, К.А.Сомова, И.И.Шишкина и других. Он приобретал картины с выставок великих деятелей Серебряного века русской культуры. Тогда же было положено начало коллекции русской акварели.
За пять лет (1912 – 1917 гг.) Павел Михайлович собрал внушительную коллекцию: более ста живописных и графических произведений, около девяноста автографов писателей, поэтов, музыкантов, исторических деятелей. И хотя в ней отсутствовали произведения ХVIII в. и древнерусской живописи, коллекция стала заметным явлением в культурной жизни нашего города.
С развитием революционных событий 1917-1918 гг. и гражданской войны П.М. Догадин, понимая незавершенность своей коллекции и опасаясь за сохранность, решил оформить её передачу под охрану Советской власти.
21 октября 1918 года в культурно–просветительский отдел Совета профсоюзов Астраханского края поступило заявление от Догадина о желании подарить городу коллекцию «с целью способствовать тем самым поднятию культурного уровня рабочего населения Астрахани».
3 ноября в доме Догадина специальной комиссией была составлена опись коллекции, сформулировано Положение о музее, избран комитет по заведованию Галереей. П. М. Догадин был назначен заведующим. В знак особого уважения к основателю Галерее присвоили название «…картинная галерея Совета Профессиональных Союзов имени основателя П. М. Догадина».
В первые годы посещение было бесплатным. С момента открытия Галереи П.М. Догадин был инициатором того, чтобы в музей вошли и другие художественные коллекции, существовавшие в городе. Первым таким поступлением в музей ещё в момент его организации было собрание проживавшего в Астрахани Отто Вибленгера — торгового агента австрийской фирмы. Также в собрание Галереи вошла часть художественной коллекции Сапожниковых, в основном фамильные портреты.
П. М. Догадин заведовал Картинной галереей чуть более года. В конце декабря 1919 г. он скончался от тифа. Все свои сбережения коллекционер вложил в создание художественного музея, и потому похороны были совершены на казенный счет. Похоронили его в фамильном склепе рядом с родителями в Покрово-Болдинском монастыре.
Музейный фонд с декабря 1918 г. по декабрь 1919 г. увеличился в три раза, дом Догадина стал для него тесен. 12 августа 1921 г. в распоряжение галереи-музея был передан красивый трехэтажный особняк купца Плотникова на Большой Дмитровской, куда она и переехала. В этом здании она находится и по сей день. На парадной беломраморной лестнице установлена памятная доска с надписью «Астраханская картинная галерея основана 15 декабря 1918 г. Павлом Михайловичем Догадиным».
За прошедшие годы Астраханская картинная галерея из частного собрания, принесенного в дар Астрахани П. М. Догадиным, превратилась в одно из самых интересных художественных собраний страны.
В декабре 2006 года картинной галерее было возвращено имя ее основателя.
Личная скромность Догадина не позволила ему жить ярко и вызывающе, не оставила отражения в скандальных хрониках, но бескорыстное и эффективное служение народу астраханскому делают Павла Михайловича Догадина достойным вхождения в Золотой список лучших деятелей нашего родного края.

Автор: Вилкова Анна, 15 лет, 10 класс МОУ «СОШ с. Барановка» Наримановского района.

ВСЕГО ГОЛОСОВ
Новости

Пресс-релизы [стр. 1, 2, 3]
Интервью [стр. 1, 2]
СМИ о Именах

ПРОЕКТ В ЧИСЛАХ

Кандидатов:
В "Лицах истории"- 69

В "Общ. признании" - 67

В конкурсе:
Сочинений - 93
Эссе -23
Рисунков -33
Интервью - 9
Викторин - 9

ГОЛОСОВАТЬ

image

ПАРТНЕРЫ

НАВЕРХ