Альянова Любовь Степановна

image Навек с театром

Она объездила всю Россию, поменяла несколько театральных трупп, бесчисленное множество городов. Она могла работать, где угодно, но выбрала Астрахань. Уезжала и возвращалась. Посвятила 50 лет своей жизни Астраханскому драматическому театру. Все это о ней, той, которая блистала на сцене с лучшими актерами начала и середины XX века. Любовь Альянова – имя, достойное быть вписанным в книгу истории нашей области.
Любовь Степановна родилась 20 октября 1884 года в Москве. Первой ролью, которую доверили неопытной артистке, была Аня из комедии Чехова «Вишневый сад». В этом произведении есть слова: «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!». Так и Люба покинула родителей, чтобы идти дальше своей дорогой.
Первый сезон она отыграла на сцене Товарищества драматических артистов. В конце 1904 года Товарищество отправилось на гастроли по Сибири и Дальнему Востоку.
Чуть позже труппу пригласили в Харбин, город в северо-восточном Китае. Любу поразил местный театр, совсем другой, не похожий на русский. Большинство ролей, даже женских, играли мужчины. Занавеса не было, смена декораций и костюмов происходила прямо на глазах зрителя. А по дороге домой произошел случай, забыть который Любовь Степановна не могла до конца жизни: «В одном из селений, где пароход долго стоял, мы отправились побродить. На берегу расположился небольшой базар… К нам подходили китайцы: мужчины и женщины с детьми -и предлагали свой товар… Стараясь говорить по-русски, одна китаянка настойчиво лепетала, идя за нами: «Мадама, мамандо купика бой»… Оказалось, что она мне предлагала купить у нее боя – мальчика. Она со своим ребенком голодала, и ей казалось, что у «шанко-мадам» ему будет лучше. Когда мы стали расспрашивать, то оказалось, что бывали такие случаи, когда европейцы покупали китайских детей и делали из них слуг… Мы собрали, кто, сколько мог, для этой китаянки».
В 1910 году труппа вернулась в Россию. Любовь Степановна начала работать в Харьковском драматическом театре. В коллективе царила теплая, дружеская атмосфера. Старшие товарищи всегда заботились о молодых актерах. Отношения строились на доверии и уважении. В этом, как считала Альянова, и заключается сила театра.
Именно в Харькове Люба крепко встала на ноги и стала достаточно известной артисткой. Предложения о работе поступали с разных концов страны, но в 1913 году она поехала в Астрахань по приглашению Петра Петровича Струйского, крупного антрепренера того времени. С этого момента в жизни Альяновой начинается новая веха, длиною в пятьдесят лет.
image Первый сезон в Астраханском драматическом театре, по словам Любови Степановны, был очень благоприятным. Но в 1914 году она покинула Астрахань и уехала в Уфу, опять же по приглашению Струйского. Началась революция. В декабре 1918 года Альянова вновь приехала в Астрахань вместе с мужем-врачом, который был демобилизован. После Октябрьской революции в Астрахани образовался первый советский театр.
Прошло с десяток лет, и вновь война. Отечественная… Актеры рыли окопы, рвы, строили оборонительные сооружения, довольствуясь скудным пайком и не прекращая спектаклей ни на один день. Люди нуждались в театре как никогда раньше. Им было важно видеть своих актеров, живыми, на сцене. Им было необходимо верить в то, что эта жестокая война не уничтожила последний островок мира - театр.
И снова беда. Сгорело здание театра, но, к счастью, актеры и солдаты успели вынести из него все до последней шляпки. В марте 1945 года труппа начала свою работу в отремонтированном здании. И актеры, и зрители плакали от счастья: они снова вместе, в родном театре. Конец войны!
Театр начал обслуживать районы области. Все трудности встречались шуткой, смехом. Любовь Степановна писала: «В одном из спектаклей поднимается занавес… По обеим сторонам сцены стоят огромные глиняные корчаги, столбом поднимается дым – горит кизяк. Что это – жертвоприношение Мельпомене? Нет, это клубная администрация спасает нас от комаров – прелесть! А зрительный зал перед нами, исполнителями, беспрерывно машет платками. Что это – приветствие? Нет, это зритель сражается с комаром».
Такой, яркой, ироничной, неунывающей и остроумной, Альянова оставалась до конца своих дней. Ее не стало в 1962 году. Она прошла с театром весь его нелегкий постреволюционный путь, до конца оставаясь верной астраханским подмосткам. Она стала заслуженной артисткой России, вписав свое имя в золотой век Астраханского драматического театра. Но главное достижение ее жизни – любовь зрителя, которую нельзя купить громкими званиями и наградами.
Незадолго до своей смерти Любовь Степановна написала мемуары, назвав их «Воспоминания артистки». К сожалению, они так и остались неизданными.

Автор: Мартынова Ольга Игоревна, 15 лет, МОУ "Лицей №1" г.Астрахани Преподаватель: Лоскутова Елена Германовна

ВСЕГО ГОЛОСОВ
Новости

Пресс-релизы [стр. 1, 2, 3]
Интервью [стр. 1, 2]
СМИ о Именах

ПРОЕКТ В ЧИСЛАХ

Кандидатов:
В "Лицах истории"- 69

В "Общ. признании" - 67

В конкурсе:
Сочинений - 93
Эссе -23
Рисунков -33
Интервью - 9
Викторин - 9

ГОЛОСОВАТЬ

image

ПАРТНЕРЫ

НАВЕРХ