Лазарева Людмила Мухединовна

image
Нет, не след, не портрет, не имя
Хочу на земле оставить!..
Всё, сделанное руками моими,
Пусть бьющимся сердцем станет!..


Работая с детьми, беседуя с ними, удивлялась, что многие современные старшеклассники, чуть ли не до одиннадцатого класса не знают, кем будут они по профессии. А ведь от выбора профессионального пути зависит очень многое в жизни.
В детстве Людмила очень любила цветы. В школе брала листочки разных растений, сажала, ухаживала, целый ботанический сад был в комнатах и во дворе нашего частного домика. Ей нравился сам процесс появления, роста цветка. Ведь как чудесно, когда из листочка, оторванного от взрослого цветка, появляется самостоятельное растение, а если за ним хорошо ухаживать, вовремя поливать, подкармливать, то каким благодатным цветом одарит оно тебя! И она мечтала стать цветоводом-декоратором, чтобы выращивать цветы, приносящие людям радость. Эта мечта жила с ней, пока она не перешла в четвертый класс. Разные учебные предметы стали вести разные учителя. И появился среди них человек, на которого ей очень захотелось стать похожей. Это была учительница русского языка и литературы Квасникова Юлия Александровна. Чуткая, добрая, отзывчивая. Вела уроки так, что дети словно погружались в мир литературного произведения. На ее уроках было очень интересно. А уроки русского языка всегда сопровождались игрой, занимательным материалом. Эти уроки стали Людмилы любимыми.
И профессия цветовода-декоратора отошла на второй план, появилась мечта о профессии учителя. И ведь не задумывалась она о том, что так, оказывается, похожи работа цветовода и учителя. Ведь дети – цветы жизни. И чтобы они выросли достойными людьми, немало сил надо приложить, отдать частичку своей души.
Сейчас часто задумываюсь о том, могла бы она выбрать другую дорогу, смогла бы она без своей работы? Думаю, что нет. Если бы сейчас ей представилась возможность повернуть время вспять, она бы, ничего не меняя, прожила свою жизнь так же…
Учитель… Что она хочет, когда каждый день подхожу к порогу школы? Чего она хочет от грядущего рабочего дня? Хочет быть понятой учениками, хочет понимать каждого из них в нашей совместной работе, хочет «ладности», спаянности и успеха в деле. Успеха хочет в каждом уроке, в занятии кружка, факультатива, репетиции вечера, спектакля или просто встрече с зачинателями любой общей затеи. Хочет доброго взгляда, смеха, ребячьего юмора, открытости их и своей, хочет ощущения взаимообогащения и в то же время хочет отдать все, что до сегодняшнего времени накоплено, приготовлено, задумано.
Хочет, может!
Хорошая школа начинается с урока. Волшебная сила урока! Его возможности неисчерпаемы. Он может быть 45- 40 -30-минутным, с классом, с отдельной группой, может быть уроком любого предмета, любого жанра: семинарским занятием, диспутом, беседой, работой поисковых групп, уроком-концертом, уроком-диалогом, монологом учител. Но каждый урок – это атом человеческой энергии, шаг к созреванию интеллекта, кирпичик в освоении прекрасного здания, имя которому – Развитие и Знания, без чего невозможен мыслящий, деятельный человек-творец.
На одном из последних уроков литературы в выпускном классе она попросила учеников написать пожелания уроку литературы. Многие пожелания превратились в пожелания учителю, в слова благодарности: «Для меня уроки литературы, прежде всего, стали встречей и откровенным, серьезным разговором с моим любимым учителем. Самые важные жизненные вопросы можно обсудить именно на этих уроках». И для меня это очень важно, что уроки литературы мои ученики считают уроками жизни. Ведь я их и пыталась учить постигать из урока в урок эту трудную науку - жизнь. Ведь учитель словесности не только проводник знаний, но и создатель культуры. Притом самой тонкой: душевной, нравственной. Если урок – общение, а не просто работа, искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в учебном расписании – по-толстовски мучительно и остро встают вопросы: какую Мысль оставил ребятам? Какое Чувство пробудил? Учеников или людей видел в них? О чем они думали, слушая тебя? Может, только делали вид, что слушали, а думали – ни о чем? Или думали о том, чего не было на уроке, но есть в жизни, и тогда, глядя на тебя, слушали себя и думали о своем?
Но если тебе можно во всем довериться, - не предел ли желаемого? « И большего не надо!». Именно так говорит и думает учитель русского языка и литературы физико-математической школы №32 Лазарева Людмила Мухединовна.

Автор: Степанова Ирина Мингалиевна, воспитатель МДОУ№39 «Рябинка».

ВСЕГО ГОЛОСОВ
Новости

Пресс-релизы [стр. 1, 2, 3]
Интервью [стр. 1, 2]
СМИ о Именах

ПРОЕКТ В ЧИСЛАХ

Кандидатов:
В "Лицах истории"- 69

В "Общ. признании" - 67

В конкурсе:
Сочинений - 93
Эссе -23
Рисунков -33
Интервью - 9
Викторин - 9

ГОЛОСОВАТЬ

image

ПАРТНЕРЫ

НАВЕРХ