Джанибеков Абдул-Хамид Шаршенбиевич

image
А.–Х. Ш. Джанибеков родился в слободе Царево (Тиек, Тыяк) Астрахани. Учился в медресе, но, вопреки шариату, занимался самообразованием — выучил русский язык, изучал историю, географию, русскую и восточную литературу. Кроме русского и ногайского языков, владел арабским, татарским и другими тюркскими языками. Педагогическая деятельность Джанибекова началась с 1901 года среди астраханских ногайцев. В своей автобиографии он писал: „В 1901–1917 годах работал учителем среди карагаш–ногайцев Красноярского уезда Астраханской губернии“. Известно, что А.–Х. Джанибеков открыл первые земские школы для детей бедных скотоводов, сам заведовал этими школами и преподавал в них русский язык. Джанибеков вместе с А. Умеровым, М. Марджани, А. Басыровым принимает активное участие в издании журнала „Туп“ („Пушка“) татарской группы РСДРП (б). Было издано три номера, затем журнал был закрыт, его официальный редактор А. Умеров оштрафован, а сотрудникам пришлось уйти в подполье. После Октябрьской революции 1917 года Джанибеков продолжает вести педагогическую и просветительскую деятельность в татарских аулах Астраханского уезда (ныне Приволжский район). В эти же годы Джанибеков стал записывать ногайский фольклор. Проявились и его творческие способности — его пьеса „Свадьба карагаш–ногайцев“ в 1918 году была поставлена в Астраханском театре, а пьеса „Подкупленные мурзы“ — в Ногайском районе Астраханского уезда. По его инициативе в Тиеке (Царево) организуется кружок по сбору и изучению устного творчества ногайцев. С 1920 года деятельность А.–Х. Джанибекова была связана с Северным Кавказом. Здесь он устанавливает тесный контакт с Северокавказским институтом краеведения. По рекомендации директора Института Д. М. Павлова участвует в этнографических экспедициях по ногайским районам региона, собирает большой материал по истории, этнографии, фольклору, языку и литературе ногайцев. Благодаря его научным трудам до нас дошли имена ногайских поэтов–певцов разных веков, их произведения. В их числе и астраханцы Кызык–бай, Алькайдар, Хосру Тыяклы, Фахрутдин Абушахман–улы и многие другие. Собранный им материал имеет большую ценность в лексическом отношении. В 1926 году А.–Х. Ш. Джанибеков участвует в работе I Всесоюзного Тюркологического съезда в городе Баку, изучает историю кара–ногайцев, составляет ногайско–русский словарь. В 1930–х годах деятельность Джанибекова достигает наивысшего расцвета — он редактор Дагестанского книжного издательства. В эти же годы им была составлена новая графическая основа ногайской письменности — он автор ногайского алфавита. Созданный в 1932 году „Свод орфографических правил ногайского литературного языка“ заложил основу ногайского правописания, а его терминологические словари стали основой для литературного языка. Результатом его тридцатилетней работы (1905–1935 года) стал рукописный четырехтомник „Сокровищница слов, или Ногайский фольклор“, где собраны памятники ногайского эпоса, песенный фольклор, сказки и афористическое творчество. В „Сокровищнице ... “ впервые на ногайском языке были определены их жанры и дана хронология дореволюционных и послереволюционных ногайских поэтов. В 1990 году впервые состоялись Джанибековские чтения — конференция, посвященная возрождению и изучению языка, культуры и обычаев ногайского народа. Впоследствии они стали ежегодными и приурочены ко дню рождения А.–Х. Ш. Джанибекова.

Джамиля Хасанова


Деятельность ногайского просветителя А-Х.Ш. Джанибекова
(конец XIX – сер. XXв.).


Деятельность известного подвижника и просветителя Абдулхамида Шаршенбиевича Джанибекова неразрывно связана с эпохой национального возрождения ногайского народа.
А.-Х.Ш. Джанибеков был разносторонне одаренным человеком: первым собирателем и публикатором ногайского фольклора, зачинателем ногайской литературы, составителем первого национального алфавита, автором первых букварей и учебников по ногайскому языку и литературе, учебников и учебных пособий, словарей, научных работ и т.д.
Просветительская деятельность А.-Х.Ш. Джанибекова началась в конце XIX – начале XX в. Вся его многогранная жизнь была отдана делу просвещения народа и развития национальной культуры.
А.-Х.Ш. Джанибеков родился 18 марта 1879 г. в г. Астрахани. Как известно, г. Астрахань был одним из центров революционного движения на юге страны и это не могло не сказаться на формировании мировоззрения А.-Х.Ш. Джанибекова. Он кропотливо занимается самообразованием, овладевает русским, арабским и другими языками, изучает историю, литературу (русскую и восточную), математику, географию. Следует отметить, что благотворное влияние российской демократической культуры, знакомство с произведениями Белинского, Добролюбова, Чернышевского, тесное общение с передовыми представителями тюркских народов способствовали развитию просветительских взглядов А.-Х.Ш. Джанибекова. В 1901 г. после окончания медресе он стал учителем в ногайском селе в пригороде Астрахани.
А.-Х.Ш. Джанибеков одновременно с педагогической деятельностью начал сбор богатого национального фольклора. Он экстерном сдает государственные экзамены и получает диплом преподавателя русского языка и литературы.
Овладение русским языком дало возможность А.-Х.Ш. Джанибекову глубже ознакомиться с достижениями российской науки. Он изучает работы П. Мелиоранского, Г. Ананьева, Н. Семенова, В. Радлова, С. В. Фарфоровского, Ч. Валиханова, М. Османова, Ш. Марджани и др.
В историю ногайской культуры А.-Х.Ш. Джанибеков вошел как собиратель, исследователь и издатель богатого национального фольклора.
Результатом его 30-летней собирательской деятельности явилось создание 4-х томного рукописного труда «Сокровищница слов или ногайский фольклор», хранящийся в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. В этот труд вошли эпические поэмы «Ахмет», «Адиль-Солтан», «Шора» и др. Кроме того, сюда вошли песни исторические, казацкие, военные, трудовые, любовные, обрядовые частушки, сказки, погребальные плачи, поговорки, пословицы, скороговорки, загадки и т.д.
В 1928 г. в Москве А.-Х.Ш. Джанибеков издал ногайскую лирическую поэму «Карайдар и Кызыл-Гуль», в татарском журнале «Наш путь» печатаются материалы ногайского фольклора (Казань, 1928 г.), а в Махачкале (1935 г.) – сборник песен «Поэзия аула».
Кроме того, в 1940 г. в Пятигорске вышел сборник «Народные песни и сказки», составленный А.-Х.Ш. Джанибековым в соавторстве, а в Ставрополе – сборник «Песни ногайцев» (1949 г.)
Часть материалов из «Сокровищницы слов» вошла в сборники Н. Капиевой «Сказки четырех братьев» (Ставрополь, 1949), С.А. Джанибековой «Йырлар, эртегилер, айтувлар…» (Черкесск, 1955), С.А. Арсанова «Чудесные родники. Сказания, сказки и песни народов Чечено-Ингушетии» (Грозный, 1963), С. Липкина «Легенда говорит. Песни народов Дагестана» (М., 1959), С. Рахмедова «Сокровищница слов» (Махачкала, 2003) и др.
В научной работе «Исторический очерк ногайской литературы» (хранится в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН) А.-Х.Ш. Джанибеокв дает краткий исторический очерк о ногайцах, классификацию жанров национального фольклора, приводит сведения о крупнейших ногайских поэтах (XV- нач. ХХ в.) Шал-Кийизе (XV в.), Досманбета Азав-улы, Асан-Кайглы (XVI в.), Казы-Туган Суюнчи-улы, Фахруддине (XVIIв.), Баймурза Абдул-Халика Абдул-Рашида-улы, Манап-улы, Аьжи-Молла Нугман-улы (XVIII – нач. ХХ в.). и др.
С 1901 и до 1920 года А.-Х. Ш. Джанибеков вел педагогическую деятельность в Астраханской губернии в селах Красноярского уезда.
В 1920 г. А.-Х. Ш. Джанибеков переезжает на Северный Кавказ. Здесь он ведет преподавательскую работу и активно занимается сбором фольклора, сотрудничает с Северокавказским институтом краеведения, участвует в работе горских народов региона, (1925), работает в Институте истории, языка и литературы ( Махачкала).
Он был делегатом I Всесоюзного тюркологического съезда (Баку, 1926), на котором решался вопрос о латинизации алфавита тюркских народов. Уже в 1928 г. Джанибековым был разработан и принят первый алфавит ногайского языка на латинской графической основе. В 1931 г. А.-Х. Ш. Джанибеков участвовал в Москве на II Всероссийской конференции составителей школьных учебников.
Затем он работает над созданием первых букварей, русско-ногайских терминологических словарей, книг для чтения, орфографического справочника, свода орфографических правил ногайского литературного языка, учебников по грамматике родного языка для начальных и неполных средних школ и т.д.
В 1930-1933 гг. он был редактором ногайской секции Дагестанского книжного издательства.
При активном участии А.-Х. Ш. Джанибекова ногайская письменность в 1938 г. была переведена на русскую графическую основу.
Много лет он работал в школах Дагестана, Ставропольского края, Карачаево-Черкесии и в ногайских отделениях Кизлярского, Хасавюртовского и Черкесского педагогических учили щах.
Перу А.-Х.Ш. Джанибекова принадлежит несколько историко-этнографических статей и очерков по ногайцам.
В 1936 г. Джанибеков вместе с известными языковедами – тюркологами Н.А. Баскаковым, Н.К. Дмитриевым, М.К. Милых и Н.В. Смирновой побывал с экспедицией во всех ногайских аулах Северного Кавказа и Поволжья. В итоге этой экспедиции в 1940 г. вышла работа Н.А. Баскакова «Ногайский язык и его диалекты» (М.; Л.).
А.-Х.Ш. Джанибеков известен и как драматург. Он является автором пьес «Свадьбы у карагашских ногайцев» (1918, «Продажные мурза» (1925), «Карайдар» и Кызыл-Гуъл» и др.
За многолетнюю педагогическую деятельность А.-Х.Ш. Джанибеков был награжден нагрудными знаками «Отличник народного образования» РСФСР и ДАССР.
Таким образом, А.-Х.Ш. Джанибеков был фольклористом, просветителем, писателем, ученым-лингвистом, историком и этнографом.
А.-Х.Ш. Джанибеков воспитал 5 детей. Старший сын Энвер, долгое время находился на партийно-советской работе (был секретарем обкома партии), редактором областной газеты, директором Карачаево-Черкесского НИИИЯЛЭ.
Сыновья Мунир (были историком) и Гаяз (филолог) помогали отцу в его научной работе. Гаяз был участником Великой Отечественной войны. Он был комсоргом гвардейского десантного батальона, награжден орденом «Отечественной войны I степени» и медалью «За отвагу». Весной 1944 г. при освобождении г. Севастополя Гаяз погиб.
Старшая дочь А.-Х. Ш. Джанибекова, Роза, кандидат исторических наук, была секретарем обкома партии, долгое время руководила Карачаево-Черкесским институтом гуманитарных исследований.
Весомый вклад в собирание и публикацию ногайского фольклора внесла дочь А.-Х.Ш. Джанибекова-Софья, кандидат филологических наук. Она принимала также активное участие в издании «Русско-ногайского словаря» (М., 1956) и «Ногайско-русского словаря» (М., 1963. Составитель)».
Младшая дочь, Клара, кандидат педагогических наук, долгое время работала в Москве, во Всероссийском научно-исследовательском институте национальных языков.
Внучка А.-Х.Ш. Джанибекова, Лилия Мунировна, поэтесса, супруга дважды Героя Советская Союза, летчика-космонавта Владимира Джанибекова.
Правнук А.-Х.Ш. Джанибекова, Ринат, студент театрального училища им. Щукина, пишет стихи, сочиняет музыку и песни, лауреат региональных, республиканских конкурсов исполнителей песен и музыки.
Следует также отметить, что ежегодно, в местах компактного проживания ногайского населения, проходят «Джанибековские чтения».
Ныне мы с гордостью можем сказать, что дела и труды нашего известного подвижника и просветителя А.-Х.Ш. Джанибекова не пропали даром. Его художественные произведения, собранный богатый фольклор, изданные им школьные учебники и словари, сделали их автора бессмертным в памяти своего народа.

Кидирниязов Д.С., д.и.н.
г. Махачкала

ВСЕГО ГОЛОСОВ
Новости

Пресс-релизы [стр. 1, 2, 3]
Интервью [стр. 1, 2]
СМИ о Именах

ПРОЕКТ В ЧИСЛАХ

Кандидатов:
В "Лицах истории"- 69

В "Общ. признании" - 67

В конкурсе:
Сочинений - 93
Эссе -23
Рисунков -33
Интервью - 9
Викторин - 9

ГОЛОСОВАТЬ

image

ПАРТНЕРЫ

НАВЕРХ